В преддверии 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны раскрываются новые странички героической поступи советского народа к Победе. От первых приграничных сражений до поверженного рейхстага и водружения советского флага над сопками Порт-Артура прошли долгие годы войны, годы тяжелейших оборонительных сражений и неустрашимого наступления. Огромное значение для победы принадлежало труженикам тыла, женщинам, старикам и детишкам, вставшим к станкам вместо мужей, сыновей, отцов. Ведь без поступления новых видов вооружения и боеприпасов невозможна была победа, и это - неоспоримо.
Это они своими женскими руками ковали мощь оружия Победы.
Одновременно наполняется «новым-старым» содержанием легенда, согласно которой без ленд-лиза Советский Союз неминуемо проиграл бы войну. И появляются забытые мелодии неспроста: 11 марта 2011 г. исполнилось 70 лет с того времени, когда утвержденный Конгрессом США «Закон о Ленд-лизе» был подписан президентом Ф.Д.Рузвельтом. И семь десятилетий спустя не утихают споры о том, был ли ленд-лиз спасением или только подспорьем для Великой Победы…. Даже сегодня ответы исследователей полярно противоположны... Попробуем разобраться, оперируя исключительно документально подтвержденными данными.
Ешё в 2000 г. в издательстве «Вече» (Москва) вышла в переводе с английского книга Эдварда Стеттиниуса «Ленд-лиз – оружие победы», в которой утверждалось, что СССР победил в войне благодаря американским поставкам по линии ленд-лиза. Что такое ленд-лиз? Как небольшая справка: ленд-лиз (от англоязычного «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки вооружения, продовольствия и оборудования союзным странам в период Второй мировой войны.
Возвращаясь к книге Стеттиниуса, кстати, впервые изданной в январе 1946-го, отметим, что она дает достаточно полный перечень предоставленного по ленд-лизу в СССР. Но дает все в валовом показе. Как пример, в книге отмечено, что «СССР получил по ленд-лизу в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд. долл. (в ценах 1945-го), в том числе 22 150 самолетов, 12 700 танков, 8000 зенитных и 5000 противотанковых орудий, 132 000 пулеметов, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 млн. штук снарядов, 4,5 млн. т продовольствия, 2,1 млн. т нефтепродуктов, 1,2 млн. т химических и взрывчатых веществ, 11 000 вагонов, 2000 паровозов, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 281 военный корабль». И сразу отмечу, что все указанное – полная правда. Причем даже не вся, и я позволю себе дополнить господина Стеттиниуса.
Наряду с поставленными самолетами Советский Союз получил специальное аэродромное оборудование и 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства. В 1943 году поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943-го). Трудно также переоценить поставку 445 английских и американских радиолокационных станций в конце 1942-го и на протяжении всего 1943-го (в СССР в это время лишь приступили к массовому выпуску). Также не стоит забывать, что поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Не забудем мы и 15 миллионов пар обуви, которые носили советские солдаты.
Да, это все ленд-лизовские поставки, от тушенки, прозванной «вторым фронтом», до надежных истребителей Аэрокобра.
Должны мы также помнить и о том, что только на самом коротком, но наиболее опасном северном морском маршруте поставок ленд-лизовской продукции было потоплено 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей, а во время проводки «полярных конвоев» погибло 4861 человек – русских, американцев, канадцев, англичан, поляков, голландцев, австралийцев, норвежцев. Мы помним об этом, помним о трагедии конвоя «PQ-17» и других, помним погибших и скорбим по ним.
Но долг историка обязывает меня вернуться к сути поднятого вопроса. Неслучайно, ой неслучайно, он сегодня возносится на щит: мол, только валютные поступления с Запада спасли, спасают и могут спасти славянский мир. А что на самом деле?
Известно, какие тяжелые потери, в том числе и в технике, понесла Красная армия в начале Великой Отечественной войны. Уже к концу лета были оккупированы значительные территории, а в начале октября все левобережье Днепра было оставлено советскими войсками. Сотни предприятий были эвакуированы, но к работе на новом месте еще не приступили. Несмотря на заявление Черчилля, сделанное еще 22 июня 1941-го, а затем и Рузвельта, союзники заняли позицию выжидания и реальной помощи до 15 ноября не предоставили. И лишь 1 октября 1941-го был подписан первый Московский протокол о военных поставках на период с 1 октября 1941-го по 30 июня 1942 года. А первый конвой судов с 150 самолетами, 150 танками, 52 зенитными и 156 противотанковыми орудиями, а также некоторыми другими видами сырья, вооружения, военных материалов и продовольствия прибыл в Архангельск 23 августа.
Однако, говоря языком цифр, не стоит забывать, что есть еще язык логики и язык своевременности. Так вот: самая большая по объему помощь, предоставленная Соединёнными Штатами и Великобританией вкупе с Канадой, пришлась на лето 1943-го – осень 1945-го, т.е. тогда, когда перелом в войне был очевиден. Сейчас, просматривая кинохронику Великой Отечественной, особенно период Сталинградской битвы или битвы за Донбасс, мы, как ни старайтесь, не увидим ни «Студебекеров», ни «Доджей» с «Виллисами», ни танков «Генерал Грант» и «Валентайнов», ни «Аэрокобр» со «Спитфайерами». Их там в дни горячих сражений не было…
А этот стоп-кадр из хроники лета 1943-го.
Красной армии нужно было в пух и прах разгромить немецко-фашистскую армию в Сталинградской битве, чтобы объем англо-американских поставок по всем маршрутам значительно возрос. Что еще стоит сказать по этому поводу? Знаменитые «Студебекеры» в массовом количестве стали прибывать к весне 1943-го, как и остальной автотранспорт, авиационная помощь - также в этот период, а корабли - лишь с весны 1944-го.
Достаточно посмотреть на фотографии той поры, как, к примеру, на эту, и увидеть, что возле ленд-лизовского «Бостона» или А-20 стоят морские летчики Балтийского флота летом 1944-го, поскольку в 1942-м этих бомбардировщиков не было.
И самое главное, нельзя забывать о героическом, подвижническом труде работников советского тыла! А ведь как раз об этом, заводя речь о ленд-лизе, «деликатно забывают». Брешь в этом позорном забвении пробивает сухая статистика цифр. За годы Великой Отечественной войны советская оборонная промышленность выпустила более 19 миллионов единиц стрелкового оружия; 98 тысяч танков и самоходный орудий; 525 тысяч артиллерийских орудий всех систем и минометов; более 122 тысяч самолетов всех типов и 71 боевой корабль. И историческая правда заключается в том, что наибольший объем военной продукции пришелся на 1943-1944 года.
В сравнении с числом поставленных видов вооружений, указанные данные не могут не впечатлять.
Но есть и еще одна статистика, о которой умалчивают западные, да и некоторые наши историки – это поставки по линии Военно-Морского флота. Я знаю эту тему не понаслышке - я занимался ей во время прохождения службы на Тихоокеанском и Северном флотах и могу кое-что прояснить.
Согласно всем исторически подтвержденным данным, советским Военно-Морским фотом было получено 176 кораблей для Тихоокеанского флота и 116 для Северного. Основными поставками были сторожевые (эскортные) корабли типа «Такома» - 27 единиц, большие охотники типа «SC» - 78, тральщики типа «AM» и «YMS» - 56 и торпедные катера типов «Воспер», «Хиггинс» и «Элко» - всего 131 единица. На первый взгляд впечатляет. Однако есть и другая статистика. Из 29 торпедных катеров «Элко» в Заполярье 12 прибыли 20 июня 1945-го, как и из 41 катера типа «Воспер» 14 прибыли также 20 июня 1945-го – то есть тогда, когда война в Европе закончилась (!). Да и с 46-ю большими охотниками для Северного флота тоже «промашка вышла» - прибыли они на Север 25 апреля 1945-го и в боевых действиях уже не участвовали.
Такая же статистика и по Тихоокеанскому флоту. Из 27 сторожевых кораблей, поступивших на флот, половина, т.е. 12 штук, поступили лишь после 9 сентября 1945-го. Тоже самое касается и других классов. К примеру, из 32 больших охотников к месту назначения, т.е. в советские порты и военно-морские базы Дальнего Востока, 16 прибыли аж в октябре 1945-го. Из 56 тральщиков, предназначенных тихоокеанцам, – 28 также прибыли только 10 сентября. Т.е. только тогда, когда война была окончена, почти как в песне «… и на Тихом океане свой закончили поход». Я привел эти данные лишь для того, чтобы отметить – да, число поступавшей техники совпадает с указанным в рукописях заокеанских историков, вот только без уточнений, когда эта техника поступила и что делала… Ведь 90 % всех классов кораблей по ленд-лизу поступило на флот в период с мая 1944-го по октябрь 1945-го.
Я никоим образом «не ставлю крест» на ленд-лизовских поставках, поскольку их значение действительно высоко, но, говоря «А», видимо следует доходить и до «Я». Точно такое же состояние и с судами типа «Либерти», которые израненными добирались до Мурманска, Молотовска (Северодвинск) и Архангельска, там бросались своими экипажами, а затем уже «задним числом» вписывались в программу поставок, как это было с транспортами, ставшими «Мариной Расковой», «Леной», «Большевиком», «Молотовском» и другими.
Наконец, не стоит забывать, что программа по линии ленд-лиза была выгодна самим Соединенным Штатам, которые за её счет сократили собственные материальные и людские потери в войне. Знать и помнить надо также и о том, что ленд-лиз принёс огромные выгоды американской промышленности, которая, пока СССР воевал, выросла более чем в 2,5 раза. И не забудем также, что в обмен за помощь по ленд-лизу Советский Союз отправлял в Соединённые Штаты важное стратегическое сырье.
Отрицать или преуменьшать роль ленд-лиза, как это нередко делалось в СССР в «холодной войны», было бы неверно, да и нелепо. Но точно так же нелепо утверждать, будто исход Второй мировой войны решила материальная помощь Запада Советскому Союзу. Ведь цифры умеют разговаривать - особенно, когда «специалисты» молчат.
Прошли годы. Нет уже в живых многих участников перевозок грузов ленд-лиза. Однако народы стран-участниц антигитлеровской коалиции помнят героические подвиги моряков транспортных и военных флотов СССР, США, Великобритании, Нидерландов, Греции, Норвегии, Польши. Сегодня устанавливаются мемориальные плиты и памятники тем, кто участвовал в полярных конвоях и перегонах самолетов из Аляски в Сибирь.
Как этот.
А самолеты, особенно американские, несмотря на некоторые критические замечания, были все же хорошими.
Асы прославленной 9-й гвардейской авиадивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»
Да, поставки по линии ленд-лиза были существенной помощью, но недопустимо превозносить её до небес, чем занялись сегодня некоторые мои коллеги по случаю 70-летия американского закона о ленд-лизе.
И если бы меня спросили: ставить памятник ленд-лизу или нет, я бы сказал – да, ставить, но не впереди памятника советскому воину-освободителю, не рядом с ним, а чуть поодаль - позади. Именно так – и это самое правильное.
Сергей СМОЛЯННИКОВ (Украина) fondsk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий