К 20-летию распада Советского Союза
Совместные исследования экспертов стран Балтии по социально-экономическому положению региона до 1991 г., проведенные в 2008-2010 гг., выявили любопытные факты. Похоже, именно результаты этих исследований несколько приглушили развернутую еще в 2006 г. официальную кампанию, целью которой было добиться от России возмещения ущерба, якобы, нанесенного прибалтийским государствам за годы царской и советской «оккупации».
Оказалось, что загрузка производственных мощностей в 1914 г. была выше на 6%, а в 1984-м – почти на 20%, чем в 2009-м. Платежно-покупательная способность советского рубля в 1984 г. на 35% превышала платежно-покупательную способность национальных валют стран Балтии в 2009-м., а производительность труда, соответственно, - на 40%. Уровень жизни населения даже до 1917 г. был выше, чем после 1991 г., а в 1945-1991 гг. минимум в два раза превышал уровень 1992-2009 гг. Общие доходы, например, крестьянских хозяйств до 1917-го, по меньшей мере, наполовину перекрывали показатели 20-30-х гг. и примерно на четверть показатели 1993-2009 гг.
Уже только эти данные показывают, что приобрели и что реально потеряли прибалтийские народы после развала СССР. Не говоря уже о том, что в советский период Литве была возвращена треть ее территории – приморский регион с портом в Клайпеде (в 1939-1944 гг. был оккупирован Германией). А еще Литва вновь обрела свою историческую столицу - Вильнюс и весь Вильнюсский край, которые находились под оккупацией Польши с 1919 г.
В конце октября 1939-го президент Литвы Антанас Сметона в своем письме на имя Сталина и Молотова отметил, что «Советская Россия, ценой жизни своих военных, восстановила историческую справедливость в отношении Вильнюсского края. Этого литовская нация никогда не забудет».
Все последующие десятилетия прибалтийским республикам создавались условия наибольшего благоприятствования. Так, 21 мая 1947 г. закрытым постановлением ЦК ВКП (б) предписывалось, учитывая исторические и экономические традиции, замедлить темпы коллективизации сельского хозяйства в республиках Прибалтики, а также - в Западной Украине и Западной Белоруссии (на Калининградскую область РСФСР такая «преференция» не распространялась). Что с усердием и выполнялось вплоть до распада СССР, и к концу 1980-х свыше 70% объема всей сельхозтоварной продукции в Прибалтике производили и сбывали частные и личные хозяйства (по советской терминологии, «единоличники»).
Особо подчеркнем тот факт, что средний уровень зарплат прибалтийских рабочих и инженеров с конца 40-х и до 90-го был вдвое, а то почти и втрое выше, чем в Российской Федерации и Белоруссии. А у колхозников и работников совхозов разница достигала трех раз. Показательно также, что в 40-60-х годах у прибалтийских колхозников паспорта не изымались, как в большинстве союзных республик (такую же привилегию имели колхозники Закавказья).
А вот розничные цены, тарифы на электроэнергию, транспорт, квартплата, другие расценки в прибалтийских (и закавказских!) республиках нередко были вдвое ниже, чем в РСФСР и Белоруссии.
Действующие и ныне экономические мощности Прибалтики были созданы, в большинстве своем, в советский период. Эстонские, латвийские и литовские (но не калининградский!) порты стали тогда главными внешнеторговыми «воротами» СССР. Сегодня их доля во внешнеторговых перевозках России превышает 25%. К этим портам в 1970-1980 гг. были подведены нефтепроводы, которые Россия по-прежнему использует. По качеству автомобильных дорог, их протяженности прибалтийские республики занимали первое место в СССР. Второе было у Западной Украины, третье - у Закавказья. РСФСР довольствовалась 12-13-м местом.
Развал СССР понизил экономический потенциал, ухудшил условия жизни населения Эстонии, Латвии и Литвы. Эстонский экономист и историк Аарну Пинте отмечает, что «практически вся прибалтийская продукция с очень давних времен производилась с расчетом на необъятный российский рынок. Даже, например, в Ливонский период». По его данным, подтвержденным статистикой, похожая ситуация была в 20-30 гг. прошлого века, когда свыше 70% объема экспорта прибалтийских стран приходилось на СССР. А после распада Союза промышленность и сельское хозяйство Прибалтики, согласно выводам А. Пинте и многих его коллег, резко и, думается, надолго снизили свои мощности.
Вопреки многочисленным заверениям вступление стран Балтии в ЕС и НАТО отнюдь не вызвало увеличение экспорта в страны евроатлантического пространства. Наоборот, экспортные объемы уменьшились настолько, что даже стали ниже, чем были до 1917 г.
Попытки властей вкупе с откровенными шовинистами отыграться за провалы во внутренней и внешней политике на русскоязычном населении удивили даже Запад. Россия оказывала и оказывает политическую и пропагандистскую поддержку своим, ущемленным в гражданских правах, соотечественникам. Русские в прибалтийских странах в последнее время стараются более активно адаптироваться к местным реалиям. Да и власти, наконец, стали предпринимать некоторые меры по улучшению социально-экономического положения русских и русскоязычных. Заметим, что прибалтийские курорты посещали в основном подданные Российской империи и граждане СССР. Сегодня основной контингент тех же курортов – граждане бывшего Союза. По этой причине в Эстонии, Латвии и Литве для этой категории отдыхающих цены сдерживаются.
Упомянутые факторы не могут не способствовать экономическому сближению Прибалтики с Россией и с Белоруссией. Прибалтийские чиновники и директора предприятий чуть ли не валом повалили в Россию, Белоруссию, Украину и даже в Закавказье с предложениями увеличивать закупки мясных, молочных, рыбных, текстильных, радиоэлектронных товаров, изделий бытовой техники. Из Прибалтики и до 1917 г., и после товары собственного производства тоже вывозились отнюдь не в европейские страны. Но как бы там ни было, а торговля, грузовой транзит и инвестиционное сотрудничество стран Балтии с РФ и Белоруссией постепенно наращиваются.
Алексей Чичкин. stoletie.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий