СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.

вторник, 4 мая 2010 г.

Латвия за 20 лет мы ничего не достигли

Накануне 20-летней годовщины провозглашения Декларации независимости Латвии Телеграф опросил реальных участников событий, что они ждали от того исторического дня, чем гордятся и за что им стыдно.

Янис Юрканс, первый министр иностранных дел после восстановления независимости, депутат 5—8-го сеймов:

— Надежды были большими. И возможности были большими, но мы все продули. Я стыжусь, что за 20 лет мы ничего не достигли. Мне стыдно, что мы обманули людей, которые были с нами на баррикадах. Мне стыдно, что мы украли у себя государство. Мне стыдно, что наше государство — одно из самых бедных в ЕС, что люди живут ниже стандартов человеческого достоинства.

Мне стыдно, что президента у нас избирают в зоопарке, а за генпрокурора будут голосовать до тех пор, пока не утвердят того, кто уже давно назначен. Мне стыдно, что в стране большая смертность, низкая рождаемость, высокий процент самоубийств. Люди навсегда уезжают... А чем я горжусь? Да ничем.

Алфред Рубикс, депутат Верховного Совета (сейчас — депутат Европарлмента):

— Для меня 4 мая — памятный, но безрадостный день. Я уже 20 лет назад предполагал, что все разграбят и никто за это отвечать не будет. Латвия была достаточно разрушена во время Второй мировой войны. И все, что с таким трудом создали после, разворовали за несколько лет. Я тогда понимал:  у людей не было желания независимости, это было желанием освободиться от Советского Союза... чтобы тут же нырнуть под зонтик НАТО и войти в ЕС, который ничуть не слаще СССР — наоборот. 

Мне нечем гордиться за 20 лет. Я могу гордиться собой, что каким я был, таким и остался. Тогда политики из меня сделали такого страшилу, что все думали, будто я действительно враг народа. Но сейчас люди начинают вспоминать, что я сделал для Риги и для страны, и признают, что я был прав.

Татьяна Жданок, депутат Верховного Совета (сейчас — депутат Европарламента):

— Первое заседание Верховного Совета прошло накануне — 3 мая. Тогда было избрано руководство. А 4 мая шла уже сама декларация. Наша фракция «Равноправие» отказалась голосовать, за что нас до сих пор многие упрекают.

Рубикс тогда выступил с отдельным заявлением. Сказал, что в парламент ходить больше не будет, и демонстративно его покинул. Когда все закончилось, я помню, что задержалась в здании. Надо было напечатать заявление фракции: все делалось на ходу, я с трудом нашла где-то пишущую машинку.

Но в это время уже возле здания парламента собралась целая толпа. Они поджидали подходящих депутатов. И даже, честно говоря, я немного боялась, что на нас обрушатся какие-то гневные чувства, поэтому выходить из здания пришлось через окно... Но все равно, несмотря на это, я была абсолютно уверена в своей правоте. И потом это подтвердили и многие люди, даже те русскоязычные, которые в тот момент были на стороне Народного фронта.

Не хочу назвать себя ясновидящей. Но мне сразу было понятно, что, если восстановится старая довоенная республика, то гражданство будут предоставлять по принципу «старых граждан». Это было самой большой ошибкой. Как впоследствии выяснилось, рассматривалось несколько вариантов, как юридически закрепить независимость. Остановились на самом радикальном. Если бы был принят вариант с «нулевым гражданством», как в Литве, не было бы всех нынешних проблем.

telegraf.lv



Комментариев нет:

Отправить комментарий