СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.
четверг, 12 августа 2010 г.
Трагедия субмарины Курск 10 лет спустя
66.ru
Большинство аналитиков и сегодня считает, что 10 лет назад Владимиру Путину отказало политическое чутье. Даже если считать причину гибели субмарины достоверно установленной, все точки над "i" в этом деле, по мнению многих, не расставлены.
ЧП на учениях
Трагедия, в результате которой погиб весь экипаж, 118 человек, разыгралась в Баренцевом море, в 175 километрах от главной базы Северного флота в Североморске, в точке с координатами 69°40′00″ северной широты и 37°35′00″ восточной долготы, на глубине в 108 метров. Новейшая стратегическая субмарина российского флота, принятая в эксплуатацию всего за пять с половиной лет до катастрофы, участвовала в масштабных учениях Северного флота.
Согласно сценарию, между 11:40 и 13:40 12 августа 2000 года "Курск", несший на борту 24 крылатые ракеты и 24 торпеды, должен был из подводного положения произвести торпедную атаку надводных кораблей. Подготовка к стрельбам началась в 09:40. Последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами. Пуск торпеды "Курск" не произвел, а в 13:00 не вышел на плановый сеанс связи с базой.
Поисковая операция началась в 23:30. Около 4 часов утра на следующий день лодку обнаружили на дне. Сразу выяснилось, что спасать ее нечем, но к иностранцам за помощью обратились лишь через 96 часов после катастрофы. "Создается впечатление, что Россия скорее смирится со смертью 100 своих моряков, чем позволит натовским офицерам увидеть субмарину своими глазами", - написала тогда венская "Прессе". В 13:47 21 августа норвежские специалисты проделали в корпусе лодки отверстие и проникли внутрь, но моряки, оставшиеся в живых при взрыве, к тому времени задохнулись.
Версии
По данным следствия, причиной гибели "Курска" стал взрыв неисправной торпеды модели 65-76 "Кит", топливом для которой служит пероксид водорода. Во флотах других стран от таких торпед отказались несколько десятилетий назад именно по соображениям безопасности и надежности.
Независимые эксперты указывали, что причиной взрыва могла стать утечка в воздух водорода из аккумуляторов подлодки, который по достижении определенного уровня концентрации воспламеняется от любой искры. Для поглощения водорода в системе вентиляции подводных лодок применяются специальные катализаторы, содержащие платину и палладий, что делает их желанной добычей для расхитителей.
В первые месяцы после катастрофы обсуждались и другие версии: столкновение с плавучей миной времен Второй мировой войны, ошибочный запуск крылатой ракеты с борта находившегося в районе маневров тяжелого крейсера "Петр Великий", столкновение с американской субмариной, наблюдавшей за ходом учений, диверсия, устроенная доведенным до отчаяния "дедовщиной" матросом. Серьезные эксперты находят их технически крайне маловероятными и политически мотивированными. Но даже если считать причину гибели "Курска" достоверно установленной, все точки над "i" в этом деле, по мнению многих, не расставлены.
Затянувшееся молчание
К поискам подлодки приступили лишь через 10 с половиной часов после того, как она не вышла на связь. Между тем, как рассказал Русской службе Би-би-си в канун печального юбилея председатель санкт-петербургского клуба подводников Игорь Курдин, в свое время семь лет командовавший атомной субмариной, по инструкции через час после невыхода на связь лодка автоматически признается аварийной, и на флоте объявляется тревога. По мнению родственников погибших, общественников и журналистов, командование флота тянуло время, боясь неприятностей и до последнего надеясь, что пропавшая подлодка как-нибудь сама отыщется.
На языке права подобные действия называются преступной халатностью, однако командующий Северным флотом Вячеслав Попов и еще 16 адмиралов и старших офицеров отделались отставкой, да и то лишь в декабре 2001 года. При этом Попов вскоре стал представителем Мурманской области в Совете Федерации. В июле 2002 года следователь Главной военной прокуратуры прекратил уголовное дело по факту гибели "Курска" в связи с отсутствием в действиях должностных лиц состава преступления.
По словам Игоря Курдина, формально такое право он имел, но трудно поверить, чтобы военный юрист в чине майора или подполковника принял подобное решение самостоятельно. "Ясно, что не он решал этот вопрос", - убежден ветеран-подводник. Курдин до сих пор недоумевает, почему следствие не привлекло в качестве экспертов членов возглавляемого им клуба, уважаемых на флоте профессионалов, а целиком положилось на выводы специалистов из числа действующих офицеров, связанных ведомственными интересами. "Любое расследование только тогда чего-нибудь стоит, когда из аварии извлекаются уроки, - говорит он. – Тогда возрастает доверие общества к государству, тогда подводники не повторят тех ошибок, тогда конструкторы предотвратят подобные катастрофы в будущем. Сделано ли все в этом плане - я не уверен"
Был ли шанс спастись?
На петербургском кладбище, где похоронены 32 моряка с "Курска", на 31 надгробии выбита дата смерти: 12 августа 2000 года. Лишь на одной могиле – капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, единственного члена экипажа, успевшего оставить предсмертную записку - число не указано. На этом настоял его отец Роман Колесников, сам ветеран-подводник. Роман Колесников уверен, что его сын и 22 его товарища после взрыва прожили в 9-м хвостовом отсеке "Курска" не три часа, как сказано в материалах следствия, а около трех суток. Если верна официальная оценка – спасти людей было все равно невозможно. Если прав Колесников – их гибель может быть на совести командования флота и руководства государства. Игорь Курдин на основании проведенных экспертиз, положения тел и других данных, ставших доступными после подъема "Курска" на поверхность, полагает, что подводники в 9-м отсеке жили около восьми часов.
Разочарование в Страсбурге
В 2005 году Роман Колесников и еще несколько родственников погибших, недовольных прекращением расследования в России, обратились в Страсбургский суд по правам человека, однако и там их надежды не оправдались. Колесников возмущен тем, что вопрос о принятии дела к рассмотрению решался почти пять лет. За это время оказывавший юридическую поддержку истцам адвокат Борис Кузнецов получил политическое убежище в США, контракт с ним истек, да и вообще страсти улеглись, желание судиться перегорело, и в результате иск был отозван. За последние годы взгляды Романа Колесникова претерпели существенную метаморфозу. В интервью Русской службе Би-би-си он сказал, что Владимир Путин, по его мнению, в 2000 году не должен был отвечать за недофинансирование ВМФ и упадок ремонтной и спасательной базы в предыдущую эпоху. "Разборки в суде только принесут вред государству. Надо заниматься совсем другими делами - восстановлением флота", - заявил он.
Претензии к Путину
Реакция тогдашнего президента на гибель "Курска" запомнилась, прежде всего, знаменитой фразой: "Она утонула", сказанной в ответ на вопрос американского телеведущего Ларри Кинга, что же все-таки произошло с подлодкой.
Вероятно, Владимиру Путину к тому моменту смертельно надоели подобные вопросы и стоящие за ними подозрения, будто он скрывает что-то важное, и чуть ли не умышленно загубил "Курск". Однако лапидарную фразу, и особенно олимпийское спокойствие и неуместную в данном случае улыбку, с которой она была произнесена, многие расценили как бездушие. Борис Ельцин понимал, что президент в ответе за все, и умел просить прощения, даже не будучи виноватым, как, например, после гибели трех молодых москвичей во время августовского путча или убийства Дмитрия Холодова. Советский премьер Николай Рыжков плакал перед телекамерами, увидев последствия спитакского замлетрясения. Виктор Черномырдин не погнушался разговаривать по телефону с Шамилем Басаевым, пытаясь спасти заложников в Буденновске.
Путин вернулся в Москву из Сочи, где проводил отпуск, через 144 часа после трагедии, а с семьями погибших в Североморске встретился, лишь когда все было кончено. В день второй годовщины гибели "Курска", президент, вопреки ожиданиям, не приехал на церемонию открытия памятника морякам в Москве – по мнению наблюдателей, чтобы не видеться с родными членов экипажа и не выслушивать от них нелицеприятных вещей. В интервью итальянской газете Corriere della Sera в июле 2001 года Путин защищал свои действия в трагические дни.
По его словам, даже немедленный запрос о помощи из-за границы никого бы не спас, и что если бы от него в этой ситуации что-то зависело, он бы отправился куда угодно. Тем не менее, большинство аналитиков и сегодня считает, что 10 лет назад Владимиру Путину отказало политическое чутье. Лондонская Times цитировала попавший в ее руки психологический портрет Путина, составленный специалистами КГБ, где говорилось, что будущий президент - человек не эмоциональный, а к числу его недостатков относится неспособность быстро реагировать на неожиданные ситуации. Французская "Фигаро" в те дни назвала Путина "еще одной жертвой крушения "Курска". Очевидно, издание ошиблось, проецируя на Россию европейские реалии. В конечном счете, события вокруг гибели подлодки на рейтинге и карьере президента заметно не сказались.
Уроки "Курска"
На самом деле, политической жертвой гибели "Курска" оказался не Путин, а независимые СМИ. 28 августа 2000 года ведущий Первого канала (в то время ОРТ) Сергей Доренко в своей аналитической программе резко негативно оценил действия властей после катастрофы. Вскоре канал был выведен из-под контроля Бориса Березовского, следом началось "дело НТВ". Конечно, СМИ допускали перехлесты. Популярная московская газета однажды вышла под громадным заголовком на первой полосе: "Как убивали "Курск". Но на то они и СМИ. В 1990-х годах телевидение и пресса позволяли себе и не такое, но Кремль не пытался заткнуть рты критикам. Однако российские власти, судя по всему, вынесли из трагических событий и положительные уроки. В августе 2005 года, когда российский батискаф "Приз" на 190-метровой глубине запутался в рыболовных сетях у берегов Камчатки, российская сторона немедленно обратилась к британским, американским и японским специалистам. В результате все семеро подводников остались живы.
"Путин вынес урок из трагедии "Курска" и переборол гордыню", - написала по этому поводу румынская газета "Зиуа". Когда нынешним летом центральную Россию охватили лесные пожары, Дмитрий Медведев прилетел в Москву из Бочарова Ручья. Вероятно, его присутствие в столице практически мало влияет на ход тушения пожаров, тем более на погоду. Но Медведев и его советники рассудили, что негоже президенту наслаждаться морским бризом, когда его избиратели задыхаются в ядовитой мгле. Стиль Медведева отличается от путинского еще в одном отношении: после крупных ЧП он не медлит с оргвыводами. Последний пример тому – наказание высокопоставленных офицеров ВМФ за пожар на базе в Подмосковье.
MSN
Комментариев нет:
Отправить комментарий