segodnya.ua
Первое покушение на Брежнева произошло 22 января 1969 года после торжественной встречи экипажей космических кораблей "Союз-4" и "Союз-5" - Г.Т.Береговой, А.А.Леонов, А.Н.Николаев и В.В.Николаева-Терешкова, когда правительственный кортеж въезжал в Боровицкую башню. Неизвестный в милицейской форме открыл огонь из двух пистолетов, расстреляв весь боезапас. Были ранены офицер охраны и космонавты, а Леонид Ильич отделался испугом, но не легким. Ильин не знал точного расположения Генсека в машине, не знал он, что и Брежнева в той "Чайке" не было. Его авто изменило маршрут и въехало в Кремль через Спасские ворота. Прямая трансляция события по телевидению была прервана на час. Никто не обратил внимания и на необычную атмосферу, царившую в Георгиевском зале Кремля: все были скованны и чем-то ошарашены.
militarists.ru
Виктор Ильин, ленинградец 1947 г. рождения, приехал в Москву морозной зимой 1969 года ради того, чтобы убить Брежнева. Закончил Ленинградский топографический техникум и в марте 1968 года прибыл в войсковую часть под Ломоносовым близ Ленинграда. В Ленинграде он жил вместе с приемной матерью и бабушкой в трехкомнатной квартире на Наличной улице. В армии на политзанятиях Ильин вел себя вызывающе, досаждал замполита вопросами о вторжении в Чехословакию, о монополии партии на власть, о разложении комсомола. Прочитав в газете об очередной версии расследования убийства американского президента Джона Кеннеди, он воскликнул: "Молодец этот Ли Харви Освальд! Всего один выстрел - и знаменит на весь мир". Ильин сетовал на то, что в африканских странах перевороты - дело обычное, а у нас нет.
Воспользовавшись отсутствием старших офицеров, Ильин 21 января вскрыл сейф и взял два пистолета Макарова и четыре обоймы патронов. Он заранее позаботился о билете в Москву. На исчезновение лейтенанта никто внимания не обратил, подумали, что спит, а отсутствие оружия обнаружили только через несколько часов. Сначала испугались, что он покончил собой из-за девушки, которая не отвечала ему взаимностью. Не обнаружив Ильина дома, но, найдя его дневник, в котором была запись: "Узнать, когда рейс на Москву... Если летят, брать... Идти на дежурство… Все уничтожить…", офицеры поспешили на вокзал, где узнали, что среди пассажиров на Москву был молодой лейтенант. О случившемся доложили в КГБ.
В Москве Ильин остановился у дяди-милиционера, утром украл его форму, пошел на Красную площадь и встал в оцепление сотрудников МВД. Никто из сотрудников МВД не обратил на него внимания. Даже легкий милицейский плащ в январский мороз не возбудил подозрений, точно также, как и оттопыривавшиеся от тяжести двух пистолетов карманы. Ильин играл роль милиционера, даже руководил толпой любопытных на посту у Алмазного фонда. Правда, он вызвал подозрение у человека в штатском, который знал, что пост был накануне снят. Но Ильин спокойно ответил: "Поставили - вот и стою". Сотрудник "девятки" поверил и отошел.
При появлении кортежа Ильин выскочил навстречу второй машине и, выхватив из карманов оба пистолета, открыл шквальный огонь по автомобилю. Он стрелял по лобовому стеклу и видел, как уткнулся в баранку смертельно раненный им водитель, это был И. Жарков, как сидевшие в машине люди бросились под сиденье. Ильин стрелял до тех пор, пока не израсходовал почти весь боезапас в обоих пистолетах. Одна из пуль, отрекошетив, разорвала плечо сопровождающего кортеж мотоциклиста. Но тот, несмотря на ранение, направил мотоцикл прямо на террориста и сбил его с ног. После этого на Ильина навалились люди в штатском и милиционеры. Он не сопротивлялся. У него закатились глаза, изо рта хлестнула белая пена.
У Георгия Берегового осколками стекла было изранено лицо, Андриану Николаеву пуля задела спину. Водитель машины Илья Жарков скончался через сутки в больнице. Он вел машину в последний раз перед пенсией, подменяя больного коллегу. Роковая случайность. Посмертно его наградили орденом Красного Знамени. Космонавт Андриан Николаев перехватил руль у раненого водителя и припарковал машину к обочине. Ильина допрашивал лично Андропов. Террорист заявил, что собирался занять кресло Генсека и создать свою партию - некоммунистическую. Следующие 20 лет жизни Ильин провел в психбольнице. Его поместили в одиночную палату Казанской психиатрической больницы со строгой охраной и на долгие годы забыли о нем. Он жил в строгой изоляции в палате четыре метра на метр двадцать, под охраной, лишенный посетителей и любой информации.
Сослуживцы Ильина младшие лейтенанты А.Степанов и А.Васильев за то, что они слышали высказывания Ильина, но не "настучали", после покушения также отправились в зону на пять лет. В августе 1988 года по просьбе матери его перевели в ленинградскую психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова и через некоторое время выписали оттуда, как не представляющего опасности для общества, после того, как в его палате состоялось выездное заседание Верховного суда. Ильин получил пенсию, инвалидность, квартиру. После теракта Ильина охрану Брежнева увеличили, заменили стекло в автомобиле на пуленепробиваемое.
Больше в СССР на Брежнева покушений не было, но были попытки совершить убийство за рубежом. В июне 1977 года, накануне визита Леонида Ильича во Францию, "девятка" получила сведения о готовящемся покушении рядом с Вечным огнем у Триумфальной арки в Париже во время возложения венка. Известно, что террористы во Франции действуют настойчиво, на президента де Голля было совершено к тому моменту несколько покушений. К тому же в тот момент в Алма-Ате вышла в свет книга Форсайта "День шакала".
Этот роман, опубликованный в журнале "Простор", привлек внимание КГБ. Один доброжелатель сообщил, что в Казахстане работает группа, готовящая убийство Генсека, а план убийства изложен в том самом романе. Журнал едва не закрыли. В Брежнева должен был стрелять снайпер, находящийся на одной из двенадцати улиц, ведших к Триумфальной арке. На всех этих улицах устроили охрану из двенадцати тысяч парижских полицейских, шести тысяч пожарных. 21 июня 1977 г. Леонид Ильич возложил венок у Вечного огня и благополучно уехал. Через год, в мае 1978 г. Брежнев был с визитом в ФРГ. Девятому управлению КГБ стало известно о готовящемся покушении, которое должно было произойти в замке Аугустбург, после обеда с канцлером Гельмутом Шмидтом. Было принято решение вывести Брежнева через запасной выход, это спасло жизнь Генсеку.
Следующий инцидент произошел с Л.И. Брежневым летом 1971 г. в Азербайджане. За одну ночь заасфальтировали дорогу от аэропорта "Бина" до Баку, вдоль нее посадили оливковые деревья. Правительственный кортеж эскортировала колонна мотоциклистов. Как только процессия пронеслась мимо поселка Ени-Саруханы, где находился химический завод по производству йода, раздался мощный взрыв. На трассу, по которой только что промчался генсек, выкинуло кусок огромной трубы, пламя взмыло на 50 метров, задрожали дома, стало светло, как днем. Взорвался газопровод, проходивший рядом с заводом. Пламя тогда бушевало два дня. Охрана пыталась выяснить, было ли это покушение, но она пришла к выводу, что это было обычное ЧП.
Комментариев нет:
Отправить комментарий