СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.

понедельник, 3 мая 2010 г.

Падение Берлинской стены


Фото предоставлены компанией „Фольксваген Рус“, совместно с „Московским домом фотографии“ организовавшей в августе в Москве выставку „Падение Берлинской стены“.

Текст: Борис Мурадов
Многим из тех, кому сейчас нет еще двадцати, да даже и тем, кому уже за 20, словосочетание „Берлинская стена“ знакомо лишь по урокам истории, а то и вообще ничего не скажет. Или представится чем-то столь же призрачным, как стена парижской Бастилии, от которой ныне тоже осталась лишь линия на асфальте. Но во времена взятия Бастилии фотокамер еще не существовало, а вот история Берлинской стены навечно осталась запечатленной в фотографиях.
Мужчина средних лет, по лицу которого видно, что он немало пережил за свою жизнь, в полной растерянности раз за разом хлопает себя ладонью по лбу, словно стараясь сбросить наваждение и продолжая как загипнотизированный продвигаться вперед в многочисленном людском потоке, хлынувшем той ночью из Восточного Берлина в Западный, с Пренцлауэр Берг в Веддинг. Мужчина изо всех сил старается сдерживать слезы и лишь монотонно повторяет: „Не могу поверить! Не могу поверить…“ И даже перешагнув уже белую линию, обозначающую границу между двумя частями Берлина в зоне контрольно-пропускного пункта на Борнхольмер-штрассе, он, похоже, не в состоянии постичь только что происшедшего. Спустя 28 лет вновь беспрепятственно пройти из Восточного Берлина в Западный — в это трудно было поверить, даже будучи посреди моря ликующих и поющих людей…

Вскоре после полуночи мост Безенбрюкке уже просто не виден за множеством людей, пересекающих по нему границу с Востока на Запад, а чуть позже — в обратном направлении. Отчаянно тарахтящий маленький „Трабант“ — этот „картонный“ символ Восточной Германии — останавливается уже на западной стороне рядом с роскошным новейшим „Мерседесом“. Владельцы обеих машин сначала с неподдельным интересом разглядывают свои столь разные средства передвижения, а потом выходят наружу и бросаются в объятия друг друга, как родные, смеясь и плача одновременно… Они и есть родные, как и все в эту ночь по обе стороны стены. И все это мерцает в каком-то сюрреалистичном свете от зажженных свечей в руках берлинцев и бесчисленных вспышек фотокамер…

Это было ровно 20 лет тому назад, в ночь с 9 на 10 ноября 1989 года — такой она осталась в памяти очевидцев и в фотографиях журналистов, часть которых представлена сегодня на этих полосах.

История Берлинской стены — это мини-история всей послевоенной Европы и сложных, порой критически взрывоопасных отношений между Восточным и Западным блоками государств, между НАТО и Организацией Варшавского договора. Впрочем, исторической справедливости ради стоит отметить, что, вопреки расхожему мнению, инициаторами возведения разделяющей Берлин бетонной стены были не пресловутые Советы (как в те времена часто называли СССР на Западе), а руководство ГДР, чрезвычайно озабоченное массовой „утечкой мозгов“ из ГДР в ФРГ и дискредитацией завоеваний народной власти: люди тысячами бежали через практически несуществующую границу, привлеченные более высокими заработками, лучшими перспективами, большей свободой, наконец. И когда все усилия тогдашнего восточногерманского лидера Вальтера Ульбрихта если не установить суверенитет Германской Демократической Республики над всем Берлином, то хотя бы как-то приостановить это бегство разбились в прах, он, заручившись в августе 1961 года на совещании в Москве поддержкой первых секретарей правящих компартий стран ОВД и лично Никиты Хрущева, провел решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. И в ночь с 13 на 14 августа десятки тысяч членов военизированных групп рабочих при поддержке частей восточногерманской и советской армий встали вдоль границы, с 1945 разделяющей Берлин на советскую и объединенную западную оккупационные зоны. Уже через пару суток вся западная часть города была огорожена колючей проволокой, после чего было начато возведение собственно стены из бетонных блоков высотой около 3,5 м с монолитными опорами. Протяженность стены составила более 100 км. Можно лишь представить ужас жителей Западного Берлина, едва ли не в одночасье проснувшихся в „клетке“ из колючей проволоки, а потом оказавшихся и в бетонном „мешке“… Строительство было полностью завершено лишь к 1975 году.


Мне не раз доводилось бывать в Берлине в конце 70-х и в 80-е, и я имел большое преимущество как перед восточными, так и перед западными немцами, поскольку благодаря безвизовому режиму с ГДР и наличию западногерманской визы в паспорте мог пересекать границу относительно беспрепятственно (если не считать жутких проверок и досмотров со стороны ненавидящих, казалось, все живое и движущееся в сторону Запада „гэдээровских“ пограничников с „калашниковыми“ наперевес и скалящимися овчарками на поводках). И всякий раз не переставал удивляться резкому контрасту между двумя разделенными стеной реальностями: по одну ее сторону — колючая проволока, рвы, сторожевые вышки, все те же пограничники и овчарки, напряженные, хмурые лица горожан, а по другую — просто обычные, украшенные цветами улицы без какого-либо намека на приграничную зону, а лица куда беззаботнее и приветливые. Да и сама стена была вся сплошь расписана разноцветными грэффити. С наступлением темноты восточная часть, и без того вся какая-то беспросветно серая, погружалась почти в полную тьму, в то время как Западный Берлин горел ярким неоном и бурлил активной веселой жизнью.

Неудивительно, что восточные немцы, несмотря на все эти искусственные преграды, по-прежнему рвались туда всеми правдами и неправдами — через саму стену и проволоку, по подземным тоннелям, на самодельных воздушных шарах, по веревкам, перекинутым из окна дома на восточной стороне в окно на западной… Пограничники, когда замечали беглецов, в первое время пытались ловить их (и пойманных затем ждали суровые сроки заключения), а потом по приказу Министерства госбезопасности ГДР просто стреляли на поражение. По разным оценкам, за все годы существования стены при попытке преодолеть ее погибло от полутора сотен до полутора тысяч человек…

Сейчас уже, приезжая в Берлин, трудно представить, что когда-то город самым нелепым образом, „по живому“ был рассечен мрачной бетонной лентой в два человеческих роста высотой — даже если видел это в свое время собственными глазами. Когда этим летом в рамках представления фотокамеры Olympus E-P1 вновь после многолетнего перерыва оказался непосредственно на месте стены на Потсдамер-платц (она теперь на всем протяжении обозначена выложенной брусчаткой линией, то долго не мог даже узнать это место, настолько оно преобразилось! 20 лет назад нельзя было даже воспользоваться одноименной станцией метро: она, как и еще несколько других, расположенных на двух соединяющих западную и восточную части Берлина линий, была закрыта. А теперь вот уже почти 20 лет как работает, и берлинское метро вновь стало единым, как и весь город.

Падение Берлинской стены, начало которому было положено в ночь с 9 на 10 ноября 1989 года, завершилось уже через год. После того как в октябре 90-го с „благословления“ Михаила Горбачева ГДР перестала существовать и Германия вновь стала единой, стена, и без того к тому времени уже полуразрушенная и растащенная на сувениры, была снесена окончательно — за исключением небольших сохраненных для истории фрагментов (к примеру, на той же Потсдамер-платц), которые можно видеть и поныне. А фотографии сохранили для всех историю „жизни“ и падения этого уникального в своем роде сооружения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий