24 марта 2010 года на его борту тринадцати британским ветеранам конвоев были вручены российские юбилейные медали.
Испытанная тактика
Морские конвои первыми придумали испанцы в XVI веке. Галеоны с золотом и серебром из Мексики и Перу собирались на рейде Гаваны и вместе шли через Атлантику, чтобы легче было отбиваться от английских каперов.
Спустя 500 лет к тому же способу прибегли британцы. 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль обещал оказать "России и русскому народу всю помощь, какую только сможем".
12 июля Москва и Лондон заключили Соглашение о совместных действиях в войне против Германии.
В конце июля посланник Рузвельта Гарри Гопкинс встретился в Кремле со Сталиным. Президент поручил другу, не занимавшему никакого официального поста, но пользовавшемуся его безграничным доверием, привезти ответы на два вопроса: готовы ли русские биться до конца, и если да, то какая помощь им требуется?
1 октября США и СССР подписали первый протокол о поставках вооружений, военных материалов и продовольствия, а 28 октября Рузвельт официально распространил на нового союзника действие закона о ленд-лизе.
Сразу возник вопрос: как доставлять грузы?
Всего имелось три возможных маршрута. Каждый имел свои достоинства и недостатки, и все три использовались от начала и до конца войны.
Первый вел через Тихий океан. Из пяти советских дальневосточных портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, а пропускная способность Транссиба была относительно невелика, но по нему была доставлена почти половина (47%) военных грузов.
Плавание из Британии через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск занимало всего 10-14 суток. Северные порты находились близко к центру страны и фронту. Однако здесь кораблям приходилось идти вдоль всего побережья оккупированной нацистами Норвегии, нашпигованного аэродромами и базами ВМФ. К тому же незамерзающий Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта, а Белое море зимой покрывалось льдом.
Тем не менее, этот маршрут оказался незаменимым, особенно в самый трудный для СССР первый военный год.
Ко времени нападения Германии на СССР Америка и Британия уже накопили немалый опыт проводки трансатлантических конвоев, который был немедленно использован на Севере.
Транспорты строились короткими кильватерными колоннами, идущими широким фронтом и постоянно меняющими курс. Этим облегчалось управление и затруднялись действия подводных лодок противника.
Малые "корабли эскорта" (эсминцы, фрегаты и тральщики), предназначавшиеся для борьбы с германскими субмаринами, находились неподалеку. Большие "корабли охранения" двигались ближе к берегу и прикрывали конвой от вражеских надводных сил и авиации.
К западу от острова Медвежий за проводку конвоев и воздушную разведку отвечали британский флот и авиация, на заключительном этапе пути до Мурманска - советские.
Конвои формировались в шотландской бухте Лох-Ю, шли в Рейкьявик, где корабли эскорта пополняли запас топлива, и оттуда направлялись в пункт назначения настолько севернее, насколько позволяла ледовая обстановка.
Как указывают военные историки, для "подозрительности" имелась конкретная причина.
Советское командование отказывалось понимать, почему союзники, вместо борьбы за поврежденные и частично потерявшие ход корабли, добивают их торпедами, предварительно сняв с борта экипажи. Во время, и особенно после войны высказывались подозрения, что делалось это нарочно, чтобы русским досталось поменьше грузов.
У британцев же имелась инструкция адмиралтейства, написанная не только для конвоев, шедших в СССР, и исходившая из того, что жизни моряков важнее материальных ценностей. Во флоте Его Величества всегда полагали, что набрать и обучить экипаж труднее, чем построить новый корабль.
Первый конвой под кодовым наименованием "Дервиш" вышел в море 21 августа 1941 года.
Позднее конвои начали называть литерами PQ, по имени офицера Питера Квилина (Peter Quelyn), отвечавшего за эту работу в оперативном управлении адмиралтейства, и первый конвой стал обозначаться в документах как PQ-0. Конвои, шедшие в обратном направлении, из Мурманска, получили кодовое имя QP.
"Дервиш", состоявший из шести британских и одного советского транспорта, двух эсминцев и семи тральщиков, 31 августа без потерь достиг Архангельска. На берег выгрузили деревянные контейнеры с 15 истребителями "Харрикейн", 3800 глубинных бомб и морских мин, грузовики, каучук, шерсть и солдатские ботинки.
Тяжелый год
Мурманский клуб моряков наполнился английской речью. Перед союзниками выступали советские артисты и военные ансамбли песни и пляски.
В 1939-1941 годах там так же привечали немцев, и звучали аккордеоны и губные гармошки.
До конца 1941 года в обоих направлениях прошли 11 конвоев. Потерь не было.
В следующем году все изменилось.
После потопления в Бискайском заливе линкора "Бисмарк" Гитлер запретил крупным надводным кораблям вступать в бой с англичанами, дабы не давать противнику повода для торжества. Теперь для кригсмарине нашлось применение.
В январе-феврале 1942 года в район Тронхейма были переброшены двойник "Бисмарка" ликор "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Лютцов" и "Хиппер", легкий крейсер "Кельн", пять эсминцев и 14 подводных лодок. Численность 5-го воздушного флота, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, увеличилась до 500 самолетов. С апреля начались регулярные налеты на Мурманск.
Первый корабль из состава арктических конвоев - британский транспорт "Вазиристан", шедший в составе конвоя РQ-7 - был потерян 7 января 1942 года.
В марте немцы провели крупную морскую операцию под кодовым названием "Шпортпалас". На перехват конвоя QP-8 вышли "Тирпиц", три эсминца и подводные лодки. Правда, обнаружить конвой в море им не удалось, и в результате был потоплен только отставший от остальных советский транспорт "Ижора".
Дальше стало хуже. Конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял пять транспортов. В апреле из 75 судов четырех конвоев были потоплены девять.
30 апреля немецкая подводная лодка торпедировала возвращавшийся из Мурманска британский крейсер "Эдинбург", который вез в своем артиллерийском погребе 93 ящика с 465 слитками золота общим весом 5,535 тонн, предназначавшихся в уплату за военные поставки.
В ходе двух операций, в 1981-м и 1986 годах, золото было поднято со дна и поделено между Британией, СССР и фирмами-спасателями.
США направили для охраны арктических конвоев два линкора, два крейсера и шесть эсминцев. Советский Северный флот, ранее занимавшийся проводкой конвоев "в порядке повседневной боевой деятельности", с апреля начал высылать навстречу каждому из них практически все наличные силы.
Перед выходом в море конвоя РQ-16 в мае 1942 года первый морской лорд Дадли Паунд публично заявил: "Эти конвои в Россию становятся постоянно висящим на нашей шее камнем".
Разумеется, адмирал Паунд глядел на вещи со своей, как выражались в СССР, ведомственной колокольни, однако его слова прозвучали не слишком тактично по отношению к союзнику. В годы "холодной войны" советские пропагандисты вспоминали их регулярно.
Конвой РQ-16 в течение шести дней непрерывно атаковали немецкие самолеты и подлодки. 27 мая на советском транспорте "Старый большевик" после попадания авиабомбы начался пожар, однако экипаж отказался эвакуироваться и принялся тушить огонь, хотя корабль перевозил не что-нибудь, а взрывчатые вещества. Спустя восемь часов транспорт догнал конвой и благополучно дошел до Мурманска.
Старший британский офицер, командовавший силами охранения, выразил командованию Северного флота "личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода "Старый большевик".
Гибель конвоя PQ-17
Самым трагическим конвоем за всю войну стал РQ-17, вышедший из Хваль-фьорда в Исландии 27 июня 1942 года.
Четыре дня воздушные и подводные атаки удавалось отражать более или менее успешно, хотя конвой и потерял три транспорта. Однако 4 июля британское адмиралтейство получило разведданные о выходе из норвежских фиордов самого большого корабля германского флота - линкора "Тирпиц".
Гигант, несший восемь пятнадцатидюймовых орудий, мог разметать конвой в клочья вместе с кораблями охранения.
В этой ситуации адмирал Паунд принял роковое, как оказалось впоследствии, решение: охранению в бой с "Тирпицем" не вступать и отойти к западу, транспортам рассредоточиться и пробиваться в Мурманск поодиночке.
"Тирпиц" вскоре вернулся на свою базу, а рассыпавшиеся по морю транспорты стали легкой добычей немецких самолетов и субмарин.
Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были уничтожены 23. Погибли 153 человека, советским кораблям удалось подобрать и спасти около 300 моряков. Потонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тысяч тонн других грузов.
28 июля в Архангельск пришел последний транспорт конвоя РQ-17 – "Уинстон Сэйлем", укрывавшийся от преследователей у берегов Новой Земли.
После этой катастрофы британское правительство отказалось направлять в ССССР новые конвои.
Лишь под усиленным давлением Москвы в начале сентября в море вышел конвой РQ-18. 40 транспортов охраняли 50 боевых кораблей, в том числе авианосец. Тем не менее, немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, подводным лодкам – три.
В результате отправка следующих конвоев была отложена до наступления полярной ночи.
Британское адмиралтейство решило отказаться от "несчастливого" наименования PQ, и в дальнейшем конвои стали обозначаться аббревиатурами YW и RA.
В октябре-ноябре по предложению советского командования Лондон опробовал тактику движения одиночными транспортами, получившую название "капля за каплей", но она оказалась малоэффективной.
Перелом
В смене кодового названия ли было дело, или в чем ином, но решительный перелом в пользу антигитлеровской коалиции в северных морях наступил в декабре 1942 года.
Узнав об этой неудаче, Гитлер впал в ярость, кричал, что большие корабли надо сдать на слом, а моряков отправить на сухопутный фронт, запретил операции с участием надводного флота и отправил в отставку главкома ВМФ гроссадмирала Редера. Его сменил гроссадмирал Дениц, прежде командовавший подводным флотом.
В 1943-1945 годах против арктических конвоев действовали в основном немецкие подлодки, число которых в норвежских водах в разные периоды колебалось от 18 до 40. Но промышленность рейха, чем дальше, тем меньше могла производить их в достаточном количестве, чтобы восполнять потери.
26 декабря 1943 года немецкий линейный крейсер "Шарнхорст" попытался атаковать конвой YW- 55, но был потоплен британским линкором "Дьюк оф Йорк".
"Тирпиц", так ни разу и не вступивший в бой, в ноябре 1944 года был уничтожен на стоянке британской авиацией.
С февраля по ноябрь 1943 года в советские порты не пришло ни одного конвоя - слишком силен был синдром РQ-17. Но с начала 1944 года маршрут арктических конвоев стал напоминать оживленную улицу. 60% общего числа грузов, поступивших в СССР этим путем, были доставлены на заключительном этапе войны.
Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. 56 транспортов погибли и 33 были вынуждены вернуться в порты отправления. В обратном направлении в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 затонули и восемь вернулись.
Всего были потеряны 85 транспортов, из них 69 - в 1942 году, и 16 боевых кораблей.
Погибли свыше трех тысяч моряков.
Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов, или 29,2% общего объема союзной помощи. В поставках оружия на долю северного пути пришлось около половины.
Последняя немецкая подлодка была потоплена 29 апреля 1945 года. Последний конвой пришел в Архангельск 28 мая.
BBC
Комментариев нет:
Отправить комментарий