СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.

пятница, 20 января 2012 г.

Драконоведение

Илья Муромец, Горыныч и Идолище поганое

Прошло лет пятьдесят с хвостиком с того благословенного момента, как в 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР вышел в прокат фильм «Илья Муромец». Режиссером этого советского блокбастера был Александр Птушко, а исполнителем заглавной роли Ильи Муромца – неподражаемый Борис Андреев.

Главные русские драконоборцы. Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898.

Борис Андреев в советском кинематографе – олицетворение русской неохватной богатырской мощи и удали. Единственное, чего ему, на мой вкус, не хватило, так это разбойничьей повадки, которая хорошо видна у Васнецова в его «Богатырях». Образ Ильи Муромца, который 33 года сидел на печи, и лишь после того, как его чудесно исцелили калики перехожие или старцы, встал и «замочил в сортире» Идолище поганое, берет свои корни в христианстве. Недаром и Илье, и Христу на момент, когда они совершают бессмертные подвиги, – 33 года.

Позже советская иконография позаимствует образ богатыря у христианства и фольклора. Роль калик перехожих исполнят ходоки, которые снимут путы с богатырской силушки Ленина. А оный задушит на корню гидру контрреволюции! В фильме, который довольно успешно эксплуатирует былинный образ из русского фольклора «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Бой Ильи Муромца с Жидовином» и т.д., появляется и Змей Горыныч. Наступающий год по китайскому календарю – Год Черного Водяного Дракона. А Дракон – это и есть Змей Горыныч.

Можно не особо погружаться в мифологические изыскания, чтобы докумекать: по всем христианским канонам дракон или змий – это дьявол. Поэтому, собственно, сражение Ильи со Змеем Горынычем – фольклорная переработка евангельского сюжета борьбы Георгия со змием или предводителя небесного воинства Архангела Михаила с тем же самым врагом человечества - Георгия с Михаилом довольно часто путают. На повестку дня встает вопрос: что же делать? На 21 декабря 2012 года - осталось только уточнить точное время - назначен конец света. А тут еще митинги оппозиции, выборы президента и прочая укроп-петрушка.

Следуя мифологии еще одной не менее примечательной притчи - фильм Марка Захарова «Убить дракона», пронизанный духом перестройки, гласности и ускорения, надо искоренить дракона в себе самом! Фильм этот и подоспел к тому моменту, когда развалили СССР. Понятно, кто развалил: Идолище поганое или Дракон! Собственно, пьеса Евгения Шварца, написанная в Сталинабаде в эвакуации в далеком 1942 году, тоже по своей сути воскрешает из памяти и миф о сражении рыцаря - или воина Христова со змием или Илью Муромца, который рубит в фильме Птушко папье-машовые головы Идолища поганого. Замена Ильи Муромца на рыцаря Ланцелота особой роли не играет.

У пьесы этой странная судьба. Всякий раз, как только кто-то из режиссеров брался за ее постановку, спектакль запрещали. Причем это не лучшая из пьес Шварца, который в основном обрабатывал уже известные сказочные мотивы. Но, видимо, ходульность сюжета и довольно упрощенная символика, бьющая не в бровь, а в глаз, ставила в тупик советских цензоров, которые в этом извечном противоборстве добра и зла видели прозрачный намек на очередного генерального секретаря, Ленина, Сталина и т.д. А интеллигенция, привыкшая к кукишам своим и чужим в кармане, с рыцарским упрямством эту фигу в пьесах тотчас же обнаруживала, даже если ее там и не было.

Итак, Евгений Шварц в 1942-м, а Марк Захаров на рубеже 1990-х предупреждали: дракон, Идолище, дьявол внутри нас, а не вне. Но никто не послушался. Либо потому, что таково свойство человеческой натуры – не видеть бревна в собственном глазу, либо дракон, змий или враг человеческий - нужное подчеркнуть - окончательно и бесповоротно победил. И теперь нам всем остается пожинать плоды и с наслаждением цитировать Шварца, судорожно подрагивая лицом от нервного тика: «Ведь он все-таки лучше, чем Дракон. У него есть руки, ноги, а чешуи нету. Ведь все-таки он хоть и президент, а человек!», «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного», «Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать» и т.п.

Самое во всем этом сюжете о драконах и идолищах пикантное вот что. Шварц со всей псевдозападной символикой – рыцарь Ланцелот, Бургомистр, Эльза и т.д. – донельзя абстрагирует от нас зло. К примеру, не очень продвинутый зритель или читатель может всегда найти для себя лазейку, указав, что все это, конечно, актуально, но не для нас, а для загнивающего Запада. А вот миф об Илье Муромце и Жидовине – бальзам на душу квасного патриота с капустой в бороде. Потому как яснее ясного указывает адресата всех бед и несчастий России, ее прошлого и настоящего!

Итог. Христианство, так же как и патриоты, не сомневается в том, кто причина всех бед человеческих. Мало того, враг человеческий, как, скажем, в сюжете с искушением святого Антония, может принимать любой облик, в том числе и соблазнительно-женский. Поэтому за фигурой дракона маячит прекрасная половина человечества. А немецкий историк, теолог, знаток оккультных наук XV века Иоанн Триттемий, в своем «Трактате о дурных людях и о колдунах» написавший: «Подобно тому, как следование доброй воле делает хороших людей равными по духу ангелам, так и испорченность злых людей делает их подобными демонам», – добавляет к этой половине и остальное человечество.

Но если согласно христианской доктрине поклонение дракону – синоним поклонения дьяволу, то на Востоке дракон является – с точностью до наоборот – символом успеха и, как это для нас ни печально, добра. И чествование его – способ привлечь на свою сторону силы света и возможность защитить свое жилище от злых духов - сиречь – демонов! Восточная мудрость и литература давно и прочно взяли на вооружение дракона в качестве светлого символа, следование которому должно вселить в человека уверенность, надежду на лучшее и осуществление новых творческих идей! А астрологи свидетельствуют, что «человек, родившийся в год Водяного Дракона, доступен, дружелюбен, с ним легко иметь дело». Все эти восточные календари – полный фэншуй. Но все же, как это понимать?

Дракон – герой или антигерой в то время, когда по телевизору идет кино про очередной Армагеддон, дети моются шампунем с изображением симпатичного дракончика, а из красного угла на все это дело взирает доблестный Георгий Победоносец? Похоже, дракон давно и прочно вошел в нашу жизнь. Или все же «раздавить гадину» никогда не поздно? Главное – обнаружить цель!

Игорь Михайлович Михайлов - прозаик. ng.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий