Вслед за сопротивлением крестьян коллективизации последовало не менее опасное недовольство среди рабочих, которое было вызвано проведением курса на ужесточение трудовой дисциплины в связи с высокими темпами индустриализации во второй пятилетке (1933–1937). В дополнение к прежним методам социалистического соревнования и ударных бригад партийно-государственное руководство взяло курс (1935) на поощрение советских форм повышения производительности труда, названных «стахановским движением» по имени одного из наиболее успешных новаторов шахтера А.Г.Стаханова. Специальные прибавки к зарплате выплачивались тем рабочим, которые могли производить значительно больше продукции. Успехи «стахановцев» использовались начальством для увеличения норм выработки продукции, в результате чего выполнение нормы средним рабочим требовало максимального напряжения сил.
Большой террор. Советская экономика к 1933 укрепила свои позиции в промышленности и начала восполнять потери в сельском хозяйстве. Однако многие руководители коммунистической партии хотели предотвратить режим диктатуры Сталина. На 17-м съезде партии в январе 1934 Сталин получил наименьшее число положительных бюллетеней среди всех кандидатов в Центральный комитет, а 270 делегатов (из 1200) проголосовали против Сталина, тогда как против С.М.Кирова, секретаря ленинградской партийной организации, было подано всего три голоса; многие видели в нем будущего генерального секретаря ЦК партии.
Однако народный комиссариат внутренних дел (НКВД) находился под полным контролем Сталина. Результаты партийного голосования на 17-м съезде были засекречены, а 1 декабря 1934 Киров был убит. В 1934–1936 погибли В.Р.Менжинский, В.В.Куйбышев, А.М.Горький, а также прошла серия судебных процессов, призванная полностью уничтожить оппозицию в партии и государстве.
Чистке в первую очередь была подвергнута сама партия; к 1939 жертвами стали более чем 1,2 млн. членов партии (из 2,8 млн. в 1934). Большие потери были в высшем руководстве: более двух третей делегатов 17-го съезда и членов Центрального комитета партии, а также почти все высшие командиры Красной Армии были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря. Однако значительно большее число жертв было среди некоммунистов, начиная от ведущих ученых, подобных генетику Н.И.Вавилову, и кончая рядовыми рабочими и крестьянами. Во второй половине 1930-х, по оценкам ряда историков, было расстреляно без суда и следствия как минимум 500 тыс. человек и почти 5 млн. отправлены в лагеря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий