СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.

пятница, 19 марта 2010 г.

Юридическая и судебная система


Советский Союз практически ничего не унаследовал от юридической системы предшествовавшей ему Российской империи. В годы революции и гражданской войны власти рассматривали закон и суды как оружие в борьбе против классовых врагов. Концепция «революционной законности» продолжала существовать, несмотря на послабления 1920-х годов, почти до смерти Сталина в 1953.

В годы хрущевской «оттепели» власти попытались возродить идею «социалистической законности», которая возникла в 1920-е годы. Произвол репрессивных органов был ослаблен, были введены более строгие судебные процедуры. Тем не менее с точки зрения закона, порядка и правосудия эти меры были недостаточными. Хотя в сфере борьбы с тяжкими уголовными преступлениями в СССР были достигнуты значительные успехи, существовали юридические запреты на «ведение антисоветской пропаганды и агитации», на их основании людей могли признать в суде виновными и приговаривали к тюремному заключению, лишению свободы с пребыванием в исправительно-трудовых учреждениях или отправляли в психиатрические лечебницы или применяли иные виды воздействия или наказания.

Политика перестройки провозгласила власть закона, закон признавался главным инструментом регулирования общественных отношений – превыше всех других актов или указов партии и правительства.

Исполнение закона являлось прерогативой министерства внутренних дел (МВД) и Комитета государственной безопасности (КГБ). И МВД, и КГБ были организованы по союзно-республиканскому принципу двойного подчинения с управлениями от общегосударственного до районного уровня. При этом КГБ занимался проблемами, связанными с политикой, а МВД – с уголовными преступлениями. Внутренними функциями КГБ являлись контрразведка, защита государственных секретов и обеспечение государственной безопасности. МВД было организовано по управлениям, которые соответствовали его основным функциям: уголовный розыск, тюрьмы и исправительно-трудовые учреждения, контроль паспортов и прописка, расследование экономических преступлений, регулирование дорожного движения, дорожно-транспортная инспекция и патрульно-постовая служба.

Советское судебное право было основано на своде законов социалистического государства. На общегосударственном уровне и в каждой из республик существовали уголовный, гражданский и уголовно-процессуальный кодексы.

Структура суда определялась концепцией народных судов, которые действовали в каждом районе страны. Районные судьи назначались на пять лет областным или городским советом. Народные заседатели, формально равноправные с судьей, избирались на срок в два и полтора года на собраниях, проводившихся по месту работы или жительства. Областные суды состояли из судей, назначенных Верховными Советами соответствующих республик. Судьи Верховного суда СССР, Верховные суды союзных и автономных республик и областей избирались советами народных депутатов на своих уровнях. Как гражданские, так и уголовные дела заслушивались сначала в районном и городском народных судах, приговоры на которых принимались большинством голосов судьи и народных заседателей. Апелляции направлялись в суды более высоких инстанций областного и республиканского уровня и могли доходить вплоть до Верховного суда. Верховный суд имел значительные полномочия по надзору за судами более низких инстанций, но не имел права пересмотра судебных решений.

Главным органом контроля за соблюдением законности являлась прокуратура, которая осуществляла всеобщий юридический надзор. Генеральный прокурор назначался Верховным Советом СССР. В свою очередь, генеральный прокурор назначал руководителей своего персонала на общегосударственном уровне и прокуроров в каждой из союзных республик, автономных республик, краев и областей. Прокуроры на городском и районном уровнях назначались прокурором соответствующей союзной республики, подчиняясь ему и Генеральному прокурору. Все прокуроры занимали свой пост в течение пятилетнего срока.

В уголовных делах обвиняемый имел право воспользоваться услугами защитника – собственного или назначенного для него судом. В том и другом случае судебные издержки были минимальными. Адвокаты принадлежали к полугосударственным организациям, известным под названием «коллегий», которые существовали во всех городах и районных центрах. В 1989 была организована также независимая адвокатская ассоциация «Союз адвокатов». Адвокат имел право от имени клиента проверить все следственное дело, но редко представлял своего клиента во время предварительного следствия.

Уголовные кодексы в Советском Союзе применяли стандарт «общественной опасности» для того, чтобы определять серьезность правонарушений и устанавливать соответствующие наказания. Для незначительных нарушений обычно применялись условные наказания или штрафы. Те, кто был признан виновным в более серьезных и общественно опасных правонарушениях, могли быть приговорены к работам в трудовом лагере или заключению в тюрьме сроком до 10 лет. Смертный приговор выносился за тяжкие преступления, такие, как преднамеренное убийство, шпионаж и террористические акты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий