СССР - государство существовавшее в 1922 - 1991 годах в Европе и Азии. СССР занимал 1/6 часть земной обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская Империя - без Финляндии , Польши и некоторых других территорий. Согласно конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством. После второй мировой войны, наряду с США , СССР был одной из двух сверхдержав. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанных 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик - Ельциным от РСФСР - Российской Федерации , Кравчуком от Украины - УССР и Шушкевичем от Республики Беларусь - БССР.

суббота, 28 мая 2011 г.

Паулс - о Новой волне в Юрмале

4 июня 2011 года в 19.00 свой юбилейный, 75-й сезон открывает знаменитый зал «Дзинтари». По этому случаю состоится концерт, главным героем которого, вне всякого сомнения, станет достояние республики Раймонд Паулс.

Фото Марис Морканс

Интервью Раймонда Паулса корреспонденту газеты Телеграф.

«Сплошные юбилеи...»

- Маэстро, вы ровесник зала «Дзинтари» - вам в этом году тоже исполнилось 75 лет. А еще и юбилей у Льва Островского, художественного руководителя зала...

- Да, сплошные юбилеи. Я жив еще. И Лев Островский жив. И «Дзинтари» стоит. По этому случаю - концерт как концерт. Немного классический такой. В двух отделениях. Раздастся звонок, и сперва будет Джордж Гершвин. Вместе с Лиепайским симфоническим оркестром исполню его шедевры. Будет «Американец в Париже». И сыграю «Рапсодию в стиле блюз». Я немного сомневался, играть ли это произведение. Да и сейчас сомневаюсь, но... уговорили. Так что будет «Рапсодия...» Интар Бусулис споет.

Потом будет антракт. И во второй части наш знаменитый хор Kamēr под управлением замечательного Мариса Сирмайса (классический дирижер!) и я исполним довольно сложную композицию, написанную в 1972 году на стихи Арвида Григулиса. Мы эту вещь исполняли на моем юбилее зимой в «Арене Рига». Сейчас многие уже забыли Григулиса, он писатель советского периода, а у нас так принято за это сейчас ругать... А ведь он очень хороший писатель был. Наверное, сыграю Баха - для меня это допинг, ведь я закончил консерваторию... Все-таки немного жаль, что я не настолько серьезно, как надо было, относился к своим рукам, мог бы стать классическим пианистом...

- Да, на фоне классических пианистов вы выделяетесь своим «простым» выдающимся талантом...

- Ну вот, значит, будет симфоджаз! Вся эта электроника уже надоела, она уходит в историю. Но самое главное, что будет живая музыка. Это я, можно сказать, похвастался. А то часто сегодня вижу в городе афиши российских исполнителей, где под фамилией певца крупно так написано «Живой звук!» «Живой звук» - это, оказывается, сейчас такая редкость. К сожалению, привыкли мы к фонограммам. От этого надо отказываться на эстраде. И на «Новой волне» в том числе, кстати.

«На «Новой волне» я представляю родную страну...»

- Раз уж вы сами начали о «Новой волне»... В прошлом году вы говорили, что все надоело, не будете сопредседателем жюри. И все-таки в жюри были. А в этом году ничего не говорите. Даже настораживает как-то...

- Я это говорил, потому что иногда меня выводят из себя разные глупые варианты, которые могут возникнуть и сейчас.

- Какие варианты?

- Я про Музу фестиваля, например. Про Аллу. Могу сказать, что уже сейчас все гадают: приедет она или не приедет. Как будто только в Алле и дело. А она сама, по-моему, даже не понимает, куда попала! Нет, я замечательно к ней отношусь, она выдающаяся певица, но для меня «Новая волна» - все-таки прежде всего музыка и молодые таланты.

Все эти интриги вроде как и должны быть на фестивале, но они не имеют права заслонять основную цель. И опять же, фонограммы. Это уже просто какая-то мировая традиция. Я недавно случайно посмотрел запись концерта в честь 80-летия Горбачева, который проходил в Лондоне. И меня потрясло, что Лондонский симфонический оркестр сидит на сцене и как бы играет, а звучит... фонограмма! И это несмотря на то, что это один из лучших в мире старых симфонических оркестров!

- Маэстро, так вы будете сопредседателем жюри?

- Да, в десятый раз... Ведь в десятый раз проходит конкурс.

- Вам не кажется, что конкурс - прежде всего коммерческое мероприятие? Например, говорят, что на «Новой волной» было заключено много сделок, связанных с юрмальской недвижимостью...

- А что у нас сегодня некоммерческое, скажи? Газеты у нас сегодня тоже ведь коммерческие, если не ошибаюсь? То-то и оно. А телевидение, что ли, не коммерческое?

Сегодня все решают рейтинги. Знаешь, чем завершается любой телевизионный концерт сегодня? Самый главный устроитель звонит на телеканал и сразу спрашивает: «Ну, какой рейтинг?» От рейтинга зависит бизнес. Особенно это, конечно, развито на российских телеканалах - там ведь совсем другие обороты. Там миллионы! Ну а у нас телевидение простое, маленькое - какие-то конкурсы смешные...

Я лично на «Нововй волне» представляю родную страну, Латвию. И стараюсь повлиять на качество конкурса. Ведь все помнят «Юрмалу» в конце 1980-х. Там все-таки все было построено так, что победители и лауреаты становились известными. Вспомнить того же Александра Малинина. Или Валентину Легкоступову, Валерию, того же нашего Иго Фоминса. И Сосо Павлиашвили! Если нет такого подхода, то не развивается эстрада.

- Маэстро, а вы помните, когда впервые побывали в зале «Дзинтари»?

- Конечно! В пятидесятые годы. Тогда не было нынешней эстрады, а была сцена с другой стороны, где сейчас Малый зал. И вот там выступал армянский джазовый ансамбль.

- Под руководством Орбеляна?

- Да-да, как раз он. И это было потрясающе. До сих пор помню, как стоял весь концерт у дверей и смотрел на потрясающего ударника. Вообще, там такие были концерты! Мравинский дирижировал, Кондрашин... Играли Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс... Всех не упомнишь.

А напротив зала был знаменитый ресторан «Лидо», который, кажется, только сейчас кто-то решился отреставрировать. А так в самом центре города-курорта стояла развалина. Кошмар! Кстати, рядом с «Лидо» в свое время было еще одно популярное место. Выступить там было мечтой всех музыкантов, потому что чаевые были отличные - просто бешеные деньги какие-то! Иногда все карманы были напичканы купюрами. Меня там по старой памяти иногда и сегодня приглашают покушать. Бесплатно. Я не отказываюсь по старой памяти.

Кстати, несмотря на сделанный ремонт, о настоящей работе с залом «Дзинтари» надо продолжать думать. И начать с подземной автомобильной стоянки. Это ведь в Юрмале проблема для зрителя - припарковаться перед концертом. А вот я выступал в Витебске на «Славянском базаре» и хочу сказать, что с их эстрадой все замечательно. И с дорогами хорошо. Я не знаю, насколько хорошо в Беларуси в некоторых других областях... Но вот в Витебске все отлично!

Я в последнее время много гастролировал, был на Украине, выступал с отличными музыкантами. В мае у меня должен был быть проект с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова, они мне сами предлагали. Но я все-таки отказался. Не уверен я... В таких случаях надо серьезно думать - о репертуаре, например. А еще не уверен, потому что у Спивакова очень сильный и строгий состав. Или я испугался чего-то?

Зато вот в Киеве я был доволен. Я играл там с потрясающим саксофонистом, и мы друг друга так замечательно «обыгрывали». И когда я его в хорошем смысле «обыграл», то он мне так красиво кланялся на сцене. Высокие отношения!

«Мы с Ланой сидим у озера...»

- Можно романтический вопрос?

- Давай!

- Когда в последний раз вы спокойно гуляли вдоль моря?

- Не было такого.

- Не может быть!

- Или просто не помню. Когда-то я жил в Асари, да. Неподалеку был дом отдыха композиторов «Меллужи». Но там дача сгорела, когда все в Юрмале горело - в начале 1990-х. Теперь я в другой стороне, у озера.

Я по своей натуре ценю классическую латышскую природу, вид на озеро, лесок вдалеке. Это ведь своего рода замкнутое пространство, а вот на пляже тебя все видят. Пройдешься по пляжу, а навстречу какие-то люди, которым еще должен что-то отвечать. Еще и неизвестно, что они спросят. Кто-то опять скажет: «Раймонд, зачем ты лез в этот парламент?» Слава богу, я вовремя смылся. Теперь вот думают, кого опять выбрать президентом. Мне тоже предлагали в президенты, между прочим.

- Опять?

- Оставьте меня в покое! Я хочу сказать, что мне это не нужно. Чтобы от меня отстали, я говорю, что не согласен идти в президенты, потому что у президента зарплата маленькая. А я своим трудом себе и так могу спокойно заработать на жизнь. Спасибо, что еще и пенсию платят. На нее можно сидеть спокойно у озера. Хотя Лана любит море, да. Она ведь и сама с моря, с Черного. Но сейчас все больше тоже у озера.

«Не забудьте взять с собой поллитру!»

- Маэстро, приближается ваша золотая свадьба...

- Это будет осенью. Я закажу себе длинный-длинный, в 20 метров, лимузин, на котором Муза, кстати, катается. Куклу на капот посадим. Мы с Ланой будем все в белом. Поедем к памятнику Свободы. Потом на Бастейкалнсе повесим на мостике замок - большой, амбарный. А за машиной будут бежать журналист Шаврей и фотограф Морканс. Я посмотрю, как вы будете себя вести - может, и подвезу. Прямо до церкви. Ну, а после церкви выпьем, конечно. Кстати, не забудь взять с собой поллитру. Если честно, я сам не знаю, говорю я это в шутку или всерьез...

А если серьезно отнестись к этому... Ой, я вспоминаю тот день 50 лет назад, когда мы расписались. У меня в тот день в кармане даже 30 копеек не было. Ты понимаешь, почему - чтобы после свадьбы не пошел «радоваться» раньше времени. Мы все это прошли. Неприятный период. Потом все надо было с нуля начинать.

- Ваши творческие планы?

- Хороший вопрос. Начинается лето. Сейчас концерт открытия, но еще будет мой юбилейный концерт на «Новой волне». Разные артисты будут петь мои песни на стихи Евгения Евтушенко из альбома «Дай Бог». Жаль, наш Интар Бусулис, который записал этот диск, на Россию как-то не пошел. Для них он «неформат». Но там будет еще и Ирина Дубцова петь - у нее глотка хорошая, голос есть.

Ну ладно, я пошел - через 15 минут начало спектакля. Мне еще переодеться надо. Главное, чтобы рояль был в нормальном состоянии. Хотя - без разницы. Я вот в деревне на стареньком пианино «Рига», бывает, играю. И вроде что-то получается...

telegraf.lv

Комментариев нет:

Отправить комментарий